«Опираться можно только на то, что сопротивляется»
Редакция портала Rabota7 разузнала о нюансах подготовки специалистов по управлению персоналом из первых уст. Интервью с заведующей кафедрой «Управление персоналом» Международного факультета ЮУрГУ, Резанович Ириной Викторовной
Сложно ли стать квалифицированным специалистом в области подбора персонала?
На мой взгляд, стать квалифицированным специалистов в любой отрасли очень сложно. Это постоянный, непрерывный процесс профессионального совершенствования, длящийся всю жизнь. Однако, начальная стадия профессиональной карьеры – высшее профессиональное образование.
Сложно ли выучиться? Если выбор профессии осознан, и студент хочет стать профессионалом, то нет. Ведь все задания связаны с будущей профессией. Если выбор специальности сделан с позиции «лишь бы какое, но высшее», то сложно. Придется 4 или 6 лет заниматься тем, что не нравится.
Сложная ли профессия? Да, очень. Впрочем, как и все профессии, которые связаны с людьми. В нашем случае, специалист по управлению персоналом должен обладать разносторонними знаниями:
– Экономики;
– Менеджмента;
– социологии;
– юриспруденции;
– психологии
– педагогики.
Насколько востребована данная профессия? / Насколько она престижна?
На сайтах города, об имеющихся вакансиях, всегда есть достаточный выбор. НО далеко не всегда предлагаемая зарплата устраивает выпускников, поэтому большинство устраивается на работу по самостоятельному поиску. Многие работодатели обращаются ко мне с просьбой порекомендовать хорошего студента, поэтому успешные студенты распределяются по работодателям уже на 4-5 курсах. К выпуску 30-40% студентов уже трудоустроены.
По поводу престижа. Скорее всего, на каждом предприятии уважение и значимость службы управления персоналом разная. Это зависит, прежде всего, от самих специалистов, которые в ней работают. Чем выше уровень квалификации HR-менеджеров, тем выше их положение на предприятии, тем престижнее их должности.
Сколько выпускников по данному направлению получает наш город ежегодно? / Много выпускников идут работать именно по профессии?
В настоящее время на курсе учатся 50-60 человек. Каждый год есть выпускники, которые переходят на работу в другие отрасли, обычно это 4-7 человек.
На что делается уклон в процессе образовательной деятельности?
Мы сознательно не делаем каких-либо уклонов, стараемся дать равновесные знания и умения по всем областям деятельности специалиста по управлению персоналом.
Есть ли знаменитые выпускники по данному направлению, какие должности они занимают?
Да, безусловно, но перечислить всех в коротком интервью невозможно. Отметить только нескольких, значить признать, что другие не является выдающимися. Я считаю всех выпускников нашей кафедры выдающимися, даже если кто-то ПОКА работает рядовым менеджером по персоналу. Хотя и начальников отделов не мало: из 488 выпускников (кафедра делает выпуски с 2006 года) – 146 человек, руководителей служб персонала – 19 человек. Это только те данные, которыми мы владеем. Для подтверждения своих слов приведу один пример. Училась на кафедре студентка, прямо скажем кое-как. Сколько сил было положено, чтобы она успешно защитила диплом - словами не скажешь.
Прошло 3 года. Недавно она была у меня с целью похвастаться – выиграла конкурс на руководителя службы персонала в одну из российских компаний, уже 7 месяцев как успешно работает. Для меня это самая лучшая награда и свидетельство, что все выпускники нашей кафедры выдающиеся.
Каковы самые главные функции HR в компании?
Главная цель деятельности HR-менеджера— совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и трудового потенциала со стратегией и целями компании.
Менеджер персонала осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию или увольнения. Он разрабатывает стратегию управления персоналом, кадровую политику и планирование кадровой работы; обеспечивает организацию кадрами необходимой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки; анализирует кадровый потенциал, прогнозирует и определяет потребность в рабочих кадрах и специалистах; проводит маркетинг персонала; поддерживает деловые связи со службами занятости; планирует организацию и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей; комплектует руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития и др.
Кадры решают всё, или незаменимых людей не бывает?
Мое мнение, что кадры решают все. И незаменимые люди есть. Другое дело, что руководители многих предприятий стараются это не признавать, так как полагают, что специалист, если будет считать себя незаменимым, станет менее управляемым. Это правда, высококвалифицированный специалист более самостоятельный и независимый, с его мнением необходимо считаться. Гораздо проще транслировать подчиненным мысли о том, что «мы никого не держим», «кто не хочет работать по нашим правилам, тот давно уволился» и т.д.
Трудно, очень трудно посчитать упущенную выгоду каждого такого руководителя при потере очередного сотрудника, который «не как все». Могу в качестве пожелания нашим руководителям предложить вспомнить закон физики: «ОПИРАТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО НА ТО, ЧТО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ». Этот закон действует и в жизни, и в управлении.
Звоните нам — Мы работаем с 9.00 до 18.00 по будням.
Rabota7.ru - Работа 7 ру Назарово